Не могу оставить без внимания слова вице-премьера Татьяны Алексеевны Голиковой о высоком уровне бедности в Туве, высказанные на Сочинском форуме.
Ничего сенсационного нет. Мы всегда говорили, что по показателям уровня бедности республика находится в «зоне риска». Действительно, мои земляки живут в сложных условиях и мужественно преодолевают любые трудности благодаря собственному труду, выносливости, терпению. Поэтому все наши силы и брошены на решение инфраструктурных проектов, которые должны помочь с решением многих задач. Оттого мы и благодарны, когда руководство страны поддерживает наши проекты, такие как развитие автомобильных дорог, строительство железной дороги, развитие пропускной способности приграничных территорий. Только транспортная доступность республики даст возможность преодолевать существующие проблемы.
Только у каждой проблемы есть свои нюансы. На протяжении 10 последних лет население Тувы не уменьшается, а растет. Причем, республика является демографическим лидером в России. По логике бедности, такого быть не должно никаким образом. Так в чем же коллизия? А давайте повнимательнее посмотрим, кого Росстат относит у нас к бедным. По существующей методике, бедными считаются все, у кого доход меньше прожиточного уровня, т.е. 11 тысяч в месяц, или порядка 130-140 тысяч рублей в год. В большинстве своём это люди, не имеющие постоянной работы. Но вот что интересно. Эта же методика требует от властей относить к безработным не только людей в трудной жизненной ситуации, но и владельцев личных подсобных хозяйств. При этом в отношении ЛПХ, по сути, нет никаких критериев его доходности. Другими словами, сегодня почти невозможно доказать, где в такого рода формах самозанятости заканчивается натуральное хозяйство и начинается бизнес. В Туве сегодня около 40 тысяч семей занимаются разведением скота в статусе именно ЛПХ. Причем, в собственности у них не по 5-10 бурёнок, а от 300 до 1000 голов мелкого рогатого скота. Если взять даже самую «бедную» отару в 250 – 300 овечек, то в пересчете на деньги мы получаем хозяйство капитализацией в районе 1,5 млн. рублей. Это в 10 раз больше официально установленной черты бедности. И, тем не менее, закон позволяет считать владельца такого ЛПХ бедным, а Туву, соответственно, самым бедным регионом.
После 1990-х годов мои земляки выбрали ориентир на традиционное ведение хозяйства – отгонное-пастбищное животноводство. Эти малозатратные формы содержания скота дали свои плоды, которые не учитываются в отчетах. А Тува, где поголовье овец оценивается в 1 млн 300 тысяч, сейчас лидирует в Сибирском федеральном округе по мелкому рогатому скоту (МРС). У нас есть чабаны-тысячники, которые живут исключительно натуральным хозяйством, обеспечивая себя и детей. Республика поставила себе задачу выведение этих ЛПХ в производственный сектор, оказывая господдержку при условии регистрации юридического лица. При этом параллельно в Туве реализуются проекты «Кыштаг» и «Корова-кормилица», позволившие создать за короткий срок 303 новых крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ).
Задачи Президентом страны поставлены и мы приложим все усилия, чтобы их выполнить!
Перспективы у нас точно есть, и за богатствами не надо ходить за тридевять земель.
#Сочи #инвестфорум #Тыва